Екатеринодар многоликий. Украинцы

Вместе с открытием экскурсионного сезона, Insight Travel открывает серию постов и многонациональном Екатеринодаре! Поговорим о том, какие народы представляли пёструю картину жизни южного центра Российской империи.

Украинцы активно заселяли Кубань c первых дней переселения казачества. Пришедшие сюда по велению Екатерины запорожцы говорили на мове, которая стала основой кубанской балачки. Появилась традиция говорить по-украински, а писать по-русски. При такой фиксации слова меняли окончания, ударения и снова уходили в устную речь уже в искажённом виде. Оторванность от старой родины черноморских казаков способствовала автономному развитию говора, дожившего, хоть и в урезанном виде, до наших дней.

После прибытия запорожцев, Кубань заселялась стихийно жителями пограничных губерний и беглыми крепостными. В 1808 году атаман Фёдор Бурсак выступил с инициативой массового переселения крестьян на Кубань. Его поддержал генерал-губернатор Новороссии Дюк де Ришелье и на Кубань прибыла первая волна переселенцев из 25 тысяч человек. Всего в начале 19-го века таких волн было пять, большей частью из крестьян Черниговской, Херсонской и Полтавской губерний. Переселявшиеся украинские крестьяне вступали в войско и пополняли ряды казачества. После 1867 года, когда Екатеринодар стал гражданским городом, открылась массовая миграция в него из Центральной России. Казачье население к концу века представляло уже меньшинство, а многие семьи из старого знатного казачества разорились, не поладив с капитализмом. Однако, среди городских капиталистов бывали яркие представители, как например, владелец бань Марк Лихацкий – казак из станицы Пашковской.

До революции украинский язык на Кубани использовался наравне с русским. Издавалось много литературы на украинском, которую использовали авторы и режиссеры театров. Например, писал рассказы на мове атаман войска, родоначальник кубанской литературы, Яков Кухаренко.

Во время гражданской войны стремление Кубанских казаков к автономии породило глобальные противоречия с руководством белого движения и отчасти даже повлияло на исход гражданской войны. Советская власть поначалу искала поддержку у нацменьшинств и шла к ним навстречу, что привело к украинизации Кубани с 1922 по 1932-й годы. Чиновников заставляли переводить всю документацию на украинский язык, массово открывались украинские учебные заведения. Это встречало серьёзное недовольство большинства населения. Школьники, без спроса приписанные в украинские техникумы, бежали в русские вузы, а тиражи местных газет на украинском языке рухнули в 3-4 раза.

В 1932-м году программа украинизации была резко свёрнута и началась борьба с украинским национализмом. Теперь уже изымали книги на украинском языке, а народных активистов подвергали репрессиям. Всё это «совпало» с расказачиванием и жесточайшим искусственным голодом, созданным большевиками ради увеличения экспорта хлеба. В результате, по переписи 1939-го года на Кубани оказалось подозрительно мало украинцев. Советская власть, кидавшаяся в крайности в национальной политике, негласно увеличивала процент русского населения, заставляя людей отмечаться русскими, да и попросту фальсифицируя результаты переписи. Постепенно украинское меньшинство Кубани ассимилировалось, и лишь отдельные представители старшего поколения в глубинке продолжают говорить на балачке. В кубанском диалекте русского языка сохранились отдельные звуки, свойственные южно-славянским языкам, как память о влиянии первых казачьих переселенцев и украинской общины.

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *