Почему растут цены на бензин — МБХ

На совещании по вопросам развития РЖД 29 октября премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что может распорядиться ввести запретительные пошлины на нефтепродукты, если рост цен на топливо не остановится. С начала 2018 года цены на бензин в России выросли на 11,5% — с 41,05 до 45,77 рублей. Мы узнали, почему цена на топливо растет, и будет ли расти дальше.

Что происходило с ценами на бензин в 2018 году?

О повышении цен на бензин в 2018 году было объявлено еще в конце 2017 года. С 1 января 2018 года были повышены акцизы: на бензин класса 5 они увеличились на 6,4%, на дизельное топливо всех классов — на 8,4%. Второе повышение акцизов планировалось летом: по информации «Российской газеты», с 1 июля акцизы на бензин и дизельное топливо должны были вырасти на 6% и 7,7% соответственно.

Самый резкий рост цен наблюдался в апреле-мае — в то время, когда нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уходят на плановый профилактический ремонт. Несмотря на то, что Минэнерго дает производителям рекомендации по объему резервов, которые они должны заготовить к этому периоду, ни одна нефтяная компания не дотянуладо этой планки, что привело к дефициту.

Уже к маю цены на бензин марки Аи-95 выросли на 6,7% по сравнению с январем — до 43,78 рублей за литр. В ответ на это в июне Госдума все-такиснизила акцизы и заморозила их до 2019 года. Но и это не помогло: рост замедлился, но не остановился.

Почему растут цены на бензин?

Несмотря на то, что прямого государственного регулирования цен на бензин в России нет, влиять на ценообразование государство может: цена на бензин на 65% складывается из налогов, которые в разной форме взимает правительство. Когда правительство настаивает, чтобы цена на бензин на АЗС оставалась неизменной, и при этом повышает акцизы на топливо, доля правительства в прибыли увеличивается, и уменьшается доля тех, кто добывает нефть и перерабатывает ее в топливо — нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов, транспортных компаний, которые его доставляют, АЗС.

Из-за этого нефтеперерабатывающие заводы в России теряют рентабельность, и нефтяники просят правительство повысить розничные цены на бензин на 5−6 рублей, иначе они не покрывают своих издержек. «Наша компания на каждом литре продаваемого бензина теряла 5 рублей, — сообщил пресс-секретарь „Роснефти“ Михаил Леонтьев. — Мы должны обеспечивать достаточную доходность, чтобы платить налоги, с убытков мы налоги платить не можем».

Кроме того, из-за повышения акцизов и нестабильного курса рубля нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать его в России — на российском рынке создается дефицит, приводящий к росту цен. «Вести недели» в июне оценили, что для нефтяных компаний продажа бензина на экспорт выгоднее примерно на 4 тысячи рублей с тонны, чем продажа его в России.

Будут ли расти цены на бензин дальше?

Специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин рассказал нам, что на 2019 год запланировано еще два крупных повышения акцизного налога на бензин — 1 января и в середине года. Эксперт отметил, что это повышение планировалось еще в середине 2018 года, но из-за общественного недовольства его было решено перенести на следующий год. «Пока сложно предсказать, на сколько вырастут из-за этого цены на бензин, но если рассчитывать исходя из рентабельности нефтяной отрасли, стоит ожидать увеличение цен до порядка 50 рублей за литр», — прокомментировал Крутихин.

Можно ли остановить повышение цен?

Так как большую часть цены составляют налоги, единственный способ остановить рост цен — снизить налоги, которые изымаются правительством, рассказал нам эксперт Михаил Крутихин. Такой же точки зрения придерживаются и нефтяники. Михаил Леонтьев, пресс-секретарь крупнейшей российской нефтяной компании, не верит, что заградительные пошлины, которые хочет установить Дмитрий Медведев, смогут компенсировать рост цен из-за акцизов.

«Существуют две проблемы. Первая связана с последствиями налогового маневра, необходимостью соответствующего регулирования, балансом нефти и нефтепродуктов, между их экспортом и внутренним потреблением. И другая проблема — это повышение акцизов. Повышение акцизов — решение финансового блока правительства о повышении цен на топливо, потому что акциз взимается с потребителя, — говоритЛеонтьев. — Было бы крайне странно наблюдать, как правительство, принявшее решение о повышении цен, борется с решением правительства о повышении цен».

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *